Вялые Записки Скучного Человека

журнал Бориса Овчинникова

Previous Entry Share Next Entry
нефтяная история
barouh
вчера (уже совсем в ночи) после беглого вопроса в разговоре "а на чем работали первые двигатели внутреннего сгорания" полез смотреть разные любопытности про начало нефтедобычи. И столько всего занимательного...

Удивительно, что я как-то совсем не помню (ни в советское время, ни тем более в последние 20 лет) позиционирования России как родины нефтедобычи. А ведь это очень близко к истине. Именно в Россиийской империи появились первая скважина, первый магистральный нефтепровод, первые танкеры.

Я конечно знал, что в районе Баку нефть качали уже давно - но до вчерашнего дня не знал, что на протяжении большей части XIX века на Апшеронский полуостров приходилось (видимо - точной статистики конечно нет) более половины мировой добычи нефти

Я не знал, что Шухов (тот самый, который башню построил) спроектировал первую в мире трубопроводную систему (включая "керосиновод" Баку-Батуми), спроектировал первые танкеры, а еще придумал технологии нефтепереработки, до которых американцы (Стандард Ойл) додумались только много лет спустя

А еще Россия - не только пионер в нефтедобыче, но и пионер в деградации нефтяной отрасли. Начиная с 1901 года, добыча нефти в России постоянно падала - тут наложились и револяции и рабочие волнения, и истощение действовавших скважин, и (видимо) дефицит инвестиций со стороны англичан и голландцев, которые к тому времени контролировали большую часть нефтедобычи в России, и появление на мировом рынке большого количества более качественной американской нефти

Если в 1901 году на Россию приходилось более половины мировой добычи нефти, то через 13 лет, перед войной, - всего около 15 лет. Мало того, что Россия утратила монопольные позиции на мировом нефтяном рынке, так еще и внутри страны промышленность и железнодорожный транспорт массово переходили с нефтепродуктов обратно на уголь - внутреннее потребление нефти в начале века сокращалась также, как и добыча

А еще смешно смотреть на тогдашние цены на нефть. Временами опускались до 15 копеек за пуд. То есть, если я правильно пересчитываю, примерно 1р20коп за баррель

  • 1

Первый танкер в мире ("Заратустра") на Каспие создал один из братьев Нобель. не помню уже который.

Упадок нефтедобычи связывается не с внешними причинами, а с изменением законодательства в отношении концессий, если мне не изменяет память.


Поскольку у Нобелей был совместный бизнес ("Бранобель"), то ответа на вопрос, который из братьев, видимо не существует (понятно, что не Альфред - он в России бизнес не вел)

При этом все таки предполагаю, что Нобели выступали инвесторами/заказчиками, а проектировщиком был как раз вроде как Шухов. Но я не проверял, настаивать не буду

Про концессии - не встречал на эту тему ничего. Цифры и некоторые причины снижения добычи я взял из Брокгауза. Про изменения концессионых правил там ничего нет. Про социальную нестабильность, истощение скважин и конкуренцию с американской нефтью там есть
(и про переход российской промышленности обратно на уголь там тоже подробно написано)

я сейчас тоже не могу найти, где прочитал про изменение законодательства - а жаль, источник и аргументация были достаточно вменяемыми

  • 1
?

Log in

No account? Create an account