Последние года два я в кассы не езжу - естественно, покупаю билеты (много билетов - на всех родственников) в онлайне на сайте РЖД. А на вокзале появляюсь только в качестве пассажира, встречающего или, как сегодня, провожающего. И как раз сегодня я обратил внимание - работающих касс на вокзале было больше, чем покупателей. То есть у некоторых касс по 1 человеку, у некоторых касс - вообще пусто. При этом количество работающих касс на первый взгляд такое же, как и 3-4 года назад в это же время суток (в первом часу ночи). А очереди сократились в разы...
И тут я подумал - а ведь исчезновение очередей вполне может быть следствием того, что часть пассажиров стала покупать билеты в онлайне. Понятно ведь, что именно на направлении Москва-Петербург максимальна доля пользователей интернета среди пассажиров - и именно на этом направлении будет заметнее всего переток людей из вокзальных касс в онлайн
(на всякий случай уточню, что для сокращения очереди скажем вдвое вовсе не требуется, чтобы поток на входе уменьшился вдвое. Я не знаю, как этот эффект называется по науке, но даже небольшое сокращение нагрузки "на входе" дает существенное, в разы большое, уменьшение очереди или пробки)