Вялые Записки Скучного Человека

журнал Бориса Овчинникова

Previous Entry Share Next Entry
Яблочные кандидаты в Москве: кто из них заметнее для избирателей?
barouh
Я померял популярность кандидатов в одномандатных округах Москвы. Для затравки - сравнение популярности кандидатов от Яблока.

В отсутствие внятных опросных данных, в отсутствие массового фандрайзинга (и при неудобной и фрагментарной выкладке данных по собранным кандидатами средствам) пришлось прибегнуть к косвенному показателю - количеству поисковых запросов про кандидата (я использовал данные яндексовского сервиса Wordstat). Да, конечно, количество запросов про кандидата и его реальная популярность среди избирателей это разные вещи: большинство избирателей делают свой выбор, не прибегая к помощи поисковика; запросы про кандидата могут задавать не только его потенциальные сторонники, но и убежденные противники; поисковые запросы могут быть вызваны не только интересом к человеку как кандидату, но и скандалами вокруг него или интересом к другим вещам, которые делает человек - например, его телепередачам или книгам; наконец, статистика поисковых запросов может накручиваться. Но на безрыбье и поисковая статистика - полезный индикатор. По крайней мере, видно, у каких кандидатов вообще нет активной кампании - и нет интереса к ним со стороны избирателей, а кого из кандидатов знают или вот сейчас заметили избиратели. Если совсем по простому: может быть кандидат, по которому много запросов, а потом окажется слабый результат на выборах; но не может быть обратного - что запросов по кандидату мало, а потом он выступит сильно успешнее своих однопартийцев из других округов.

В сервисе Wordstat доступны данные в региональной разбивке - я использовал статистику по Москве и области, смотрел запросы с именем и фамилией кандидата (пример запроса). При этом удалось придумать алгоритм, который более-менее позволяет оценить и исключить объем запросов, которые не связаны собственно с избирательной кампанией человека или связаны с его тезками, и скорее всего заданы избирателями других избирательных округов: я сравнил частоту запросов по кандидату в Москве и в остальной России, и предположил, что в Москве за пределами избирательного округа кандидата интерес к нему должен быть таким же, как и по остальной России (предположение конечно не всегда корректное - например, Зубов как лектор-историк или Ксения Соколова как журналист в любом случае интересны и известны москвичам больше, чем жителям других регионов - но более точную оценку все равно не сделать). Все запросы по человеку в Москве и области, которые идут сверх частоты запросов в остальной России, я считал как относящиеся собственно к округу кандиадата и к отклику на его избирательную кампанию. Для кандидатов, имеющих известных тезок (например, Игорь Николаев) или у которых имя и фамилия смешиваются в статистике Яндекса с однокоренными запросами (например, Дмитрий Васильев или Владимир Родин), учитывались запросы с указанием полного ФИО - при этом применялся повышающий коэффициент, соответствующий стандартному для других кандидатов соотношению количества запросов с фамилией и именем и с полным ФИО.

Итак, кандидаты Яблока. Вне конкуренции (ожидаемо) - Дмитрий Гудков, Тушинский округ №206. За месяц про него задали в Яндексе более 6800 запросов (здесь и далее все цифры по количеству запросов - с описанной выше поправкой на исключение фонового общероссийского уровня поискового интереса). 6800 запросов - это на треть больше, чем в сумме по всем остальным яблочным кандидатам. Справедливости ради надо отметить, что Тушинский округ наряду с Центральным вообще выделяется обилием поисковых запросов про кандидатов - если в других округах в сумме по всем кандидатам получается от 2,5 до 7 тысяч запросов на округ, то в Центральном 16 тысяч, а в Тушинском 19,5 тысяч. В общегородском топ-5 кандидатов по объему поискового спроса - исключительно кандидаты из Центрального (Баронова и Зубов) и Тушинского (кроме Гудкова, это еще Коротченко и Онищенко) округов.

Ну а кто из Яблока кроме Гудкова? На втором месте (если смотреть только на округа в Москве) Кирилл Гончаров из Нагатинского округа №201. Гончаров (он совсем молодой - 1992 года рождения) отличился уже в 2014 году на выборах в МГД, когда занял в округе второе место (24%) и показал один из лучших среди всех яблочных кандидатов результат. Сейчас он похоже проводит еще более мощную кампанию, и видимо в своем округе он - единственный реальный конкурент единоросски Паниной. Далее более предсказуемо - на третьем месте Юлия Галямина (Ленинградский округ №198), следом самый статусный из яблочных кандидатов Сергей Митрохин (Бабушкинский округ №196), "системный" правозащитник Андрей Бабушкин (Медведковский округ №200) и, с большим отставанием от них, Елена Русакова (Черемушкинский округ №209). У яблочных кандидатов во всех остальных округах от 75 до 250 запросов в месяц на каждого - это такой фоновый результат, который говорит о практически нулевой кампании и близком к нулевому отклике избирателей.

Помимо Гудкова и Гончарова, которые по количеству поисковых запросов лидеры в своих округах, еще только Галямина попадает в своем округе в первую тройку. Остальные яблочные кандидаты - на местах с 4-го по 6-е или в отдельных случаях даже ниже.

График вот. Чтобы остальные кандидаты не сливались с горизонтальной осью, пришлось Гудкова "обрезать" меньше чем на одной трети. А про другие партии тоже будет - но чуть позже


  • 1
Не подскажите, пожалуйста, где можно взять первичные данные, которые подмосковному выложил.

Первичные данные какие?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account