Вялые Записки Скучного Человека

журнал Бориса Овчинникова

Previous Entry Share Next Entry
Дискриминация иноверцев в Москве: рост за 100 лет то ли в 4, то ли в 14 раз
barouh

Не удержусь и поразжигаю. Копий на тему того, нужно ли строить в Москве новые храмы, а тем более новые мечети, сломано уже много. Но любопытно посмотреть на вопрос в исторической так сказать ретроспективе

Итак, чуть больше 100 лет назад. Православная империя. В Москве около 1.4 миллиона жителей, из которых только 1% (14 тысяч) - мусульмане [1]. Подавляющее большинство населения города - православные (хотя еще были десятки тысяч староверов, и заметное количество протестантов и католиков). По данным из Брокгауза и Ефрона на 1902 год, в городе (в границах того времени!) было 443 действующих храма - примерно по 1 храму на 3 тысячи православных [2]

Мечетей было две - в Татарской слободе и в Марьиной Роще. Вторую мечеть - у нынешнего Олимпийского - построили в самом начале 20 века: хотя мусульман в Москве было еще немного, власти нехотя, но все же признали, что мечети в Замоскворечье недостаточно и дали разрешение на строительство второй. Так что получалось по 7 тысяч мусульман на одну мечеть - это примерно в 2,5 раза больше, чем аналогичный показатель для православных. Разница большая, но ожидаемая и наверное приемлемая для страны, в которой православие было официальной религией, и для города, большинство населения которого с основания составляли православные

Прошло 100 лет. Население города выросло почти на порядок - по официальным данным, до 12 миллионов. Статистики по конфессиям нет, но можно попытаться сделать примерные оценки. Вот например в исследовании "Арена. Атлас  религий", проведенном фондом Среда в 2012 году [3], 53% опрошенных москвичей заявили о себе как о православных. Если наложить эту цифру на население, то получится 6,5 миллионов человек. Церквей в Москве на конец 2012 года было 894 [4]. Правда, только около половины из них постоянно действующие, т.е. с регулярными службами и с прихожанами, - но и статистика 1902 года вероятно учитывает не только приходские церкви. 6500000/894 - это чуть больше 7 тысяч человек на один храм

С долей мусульман сложнее. Тот же проект Арена дал результат, что только 3% населения столицы - это мусульмане. В абсолютных цифрах это получается менее 400 тысяч человек. Но это явно заниженная оценка - традиционные методы опроса видимо плохо "вылавливают" этнические и религиозные меньшинства. Даже по данным переписи 2010 г. (для Москвы - сильно кривой и видимо приукрашенной), в Москве проживало около 350 тысяч представителей мусульманских народов (татары, азербайджанцы, узбеки и т.д.).

Альтернативную оценку можно сделать исходя из доли Москвы в мусульманском населении России. Судя по статистике поисковых запросов "намаз" или "байрам" [5], в Москве и области проживает почти 30% от всех мусульман в России, пользующихся интернетом. С поправкой на несколько большее проникновение интернета в Москве, чем в целом по России, это означает, что на Москву и область приходится примерно 20% мусульман, постоянно или временно проживающих в России. Из них собственно на Москву приходится вероятно около половины - т.е. ~10% от общероссийских цифр. По тому же исследованию Арена, в целом по России мусульман - 7%, 10 миллионов человек. Но как мы видим на примере Москвы, цифры Среды занижены. Альтернативная оценка исходя из данных переписи о том, что суммарная численность "мусульманских" народов России - около 15 млн человек, и из данных ФМС о пребывании в России почти 5 млн человек из преимущественно мусульманских стран, мы получаем оценку в 20 миллионов "этнических мусульман". Не все из них идентифицируют себя как верующие - а предположительно только 70-80%. Получается 15 миллионов мусульман, из которых десятая часть - т.к. примерно 1,5 миллиона - живет в Москве

Далее. Насколько мне удалось выяснить, в Москве 6 официальных мечетей (из них две шиитские). Даже если исходить из явно заниженной оценки в менее чем 400 тысяч мусульман, получается примерно по 65 тысяч человек на одну мечеть. Если же исходить из оценки в 1,5 миллиона, то это уже 250 тысяч человек на одну мечеть. Даже если исходить из официальных данных по национальному составу населения Москвы (

Получается, что по сравнению с началом 20 века, обеспеченность православного населения Москвы храмами снизилась примерно в 2,5 раза, а обеспеченность мусульманского населения - в 10-35 раз. "Коэффициент дискриминации" мусульманского населения с 2,5 вырос то ли до 9, то ли до 35

Спрашивается - исходя из этих цифр, храмы какой религии надо строить в Москве в первую очередь? Ну хотя бы для того, чтобы по уровню уважения прав "иноверцев" вернуться к показателям столетней давности

1907 2013
Православная империя Светская федеративная республика
Население Москвы, млн
(официально)
~1,4 12
Мусульман, млн 0,014 ~0,4 / 1,5
Православных (РПЦ), млн ~1,25 6,5
Мечетей 2 6
Православных храмов 443 (на 1902 г.) 894
Верующих на 1 мечеть, тыс 7 65 / 250
Верующих на 1 храм, тыс 3 7
Коэффициент дискриминации 2,5 9 / 35

P.S. С чего это я обратился к этой теме? Особого повода нет. Просто у меня есть список всяких статистических интересностей, про которые стоило бы написать. Вот добрался до одного из пунктов списка

[1] http://CyberLeninka.ru/article/n/musulmanskaya-obschina-moskvy-vo-vtoroy-polovine-xix-nachale-xx-veka.pdf
[2] https://slovari.yandex.ru/~книги/Брокгауз и Ефрон/Москва/
[3] http://sreda.org/arena

[4] http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3004275.html
[5] https://wordstat.yandex.ru/#!/regions?words=намаз + https://wordstat.yandex.ru/#!/regions?words=байрам


  • 1
вопиющая дискриминация в том, что до сих пор ни одного святилища Церкви Летающего Макаронного Монстра не возведено

Думаю, православными стоит считать тех, кто хотя бы в Бога верит, это как минимум. А по хорошему - тех, кто хотя бы пару раз в жизни в церкви был. Для остальных, КМК, ответ "я православный" означает не вероисповедание, а декларацию лояльности действующей идеологии. Цифры посещения церквей в самые главные религиозные праздники известны, это 2% от населения.

В чем суть дискриминации иноверцев - не особо ясно тоже. Власти как-то препятствуют мусульманам строить мечети?

Нет, что вы, они сами не хотят, "нет спроса", как говорилось в хорошем сов. анекдоте.

ЗЫ. Сорри, но Вы ВПРАВДУ не видели в разных "территориальных" комьюнити сборов подписей против запланированного строительства мечетей?

Ну вот: http://www.bbc.com/russian/russia/2012/09/120920_mitino_mosque_protest

Там последняя фраза "для строительства данного религиозного объекта начали подбирать другой земельный участок". И чё, подобрали? За три года?

Я и против строительства церквей видел.
Думаю, что мечети не строят не из-за дикого противодействия властей, а из-за того, что за свой счет строить не интересно.

ОК, я привык с уважением (при всех расхождениях) относиться к Вашим "думкам", но сейчас спрошу: Вы можете подтвердить их хоть какими-нибудь материальными (включая веб-линки) фактами, или это "думы" в чистом виде?

Факты запретов на выделение участка, заметьте, я подтвердил.

Я, честно говоря, не знаю, как может выглядеть такое подтверждение.

Бывают ли массовые протесты против строительства мечетей, с последующим запретом строительства? Да, бывают.
Бывают ли массовые протесты против строительства церквей, с последующим запретом строительства? Да, бывают.

Наверное, тут нужна какая-то статистика, чтобы понять, насколько сильно оказывает влияние подобный фактор - у меня ее нет.

Я безо всяких оснований предполагаю, что денежный вопрос куда более важный - за свой счет мечеть строить неинтересно.

есть поддерживаемая городскими властями программи "200 храмов" - и есть например заявление Собянина, что в Москве достаточно мечетей и больше не нужно

Я, возможно, неверно понимаю слово дискриминация. На мой взгляд, дискриминация есть воспрепятствование осуществлению законных прав граждан на основании принадлежности этих гражданин к определенной группе по признаку пола, национальности, отношения к религии, социальной группе и проч.

Поэтому жалобы вида "почему этим Собяка дает деньги, земельные участки, прожимает ради них общественность и проч., а ради нас - нет" - это жалобы на что угодно, но не на дискриминацию.

Нет у граждан права на безвозмездное получение земельных участков и денежных средств на основании того, что они верят в бородатого мужика, сидящего на небе. Точно так же, как у них нет права на безвозмездное получение земельных участков и перегораживание дорог на основании того, что они приобрели автомобиль, кстати.

Никакое право граждан тем, что им не предоставляют безвозмездно земельные участки и денежные средства на строительства мечетей не нарушено.

Хотя есть, конечно, и иное мнение. Есть мнение, что дискриминация - это если левой пятке представителя религиозного, национального, сексуального и проч. меньшинства чего-то захотелось, а власти это ему в ту же секунду не обеспечили. Я к этому мнению отношусь с презрением.

Это уж не говоря о том, что мусульмане - никакое не религиозное меньшинство, скорее всего. Реально верующих мусульман как бы не больше, чем реально верующих православных христиан.

Edited at 2015-08-18 10:45 am (UTC)

Дискриминация в том, что права мусульман на отправление религиозных обрядов реализуются в Москве на порядок хуже, чем права православных
Из каких факторов складывается такая дискриминация - из негласного запрета на согласование строительства, или из дефицита земельных участков (пусть и на коммерческой основе), или из дефицита экономических ресурсов у мусульманской общины (во что правда верится с трудом), или из потакания негативным общественным настроениям - это уже следующий вопрос

Я кстати не считаю, что город должен броситься выделять бесплатно участки под строительство мечетей. В нормальном городе надо было бы признать проблему, проанализировать причины ее возникновения - и выработать единые для всех конфессий принципы согласования новых культовых сооружений

Давайте рассмотрим гипотетическую ситуацию: предположим, у общины А есть деньги на культовое сооружение, а у общины Б - нет. В связи с этим община А справляет свои религиозные нужды в намного более комфортных и приятных условиях, чем Б.

Корректно ли называть такую ситуацию дискриминацией? ИМХО - нет.

Если в общине много прихожан, то деньги на храм найдутся. Пусть простой, пусть в непрестижном месте, но найдутся
Такой же большой диспаритет, как в Москве, может возникнуть только из-за неэкономических ограничений на строительство сооружений "неправильных" конфессий

Есть мнение, что, исходя из этих цифр, строить надо, безусловно, парковки.

Спорное утверждение. Потому что для удовлетворения религиозных потребностей москвичей территории города более-менее хватит. А для удовлетворения парковочной потребности все равно не хватит

Набросом на наброс, чо :)

А вообще, конечно, следует не забывать и за гостей столицы. Там мусульман процент поболее, чем среди постоянных жителей.

Но это все полумеры. Проблема в избыточном числе москвичей, конечно. Я вот утром из Карелии вернулся - там все можно построить и потом потерять. Потому что места много, а жителей мало.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account