Вялые Записки Скучного Человека

журнал Бориса Овчинникова

Previous Entry Share Next Entry
сколько стоит километр метро?
barouh
Меня всегда по-обывательски поражали периодически звучавшие цифры стоимости строительства московского метро. Вот, например Гаев озвучивал цифру в 5 млрд рублей за 1 километр. Кажется, что безумно дорого - и естественно возникают мысли про откаты и прочие чудеса "эффективного менеджмента".

Но стало мне интересно, и решил я погуглить, а сколько стоит это удовольствие в других странах. И оказалось, что московская цена - примерно 170 млн долларов за километр - вполне ложится в стандартную вилку в 120-250 миллионов долларов. Пруфлинк (а тут еще про канадские примеры - 1, 2). А бывают проекты и сильно более дорогие. Вот например в Нью-Йорке многострадальный проект новый ветки в Манхэттене оценивается в 1.3 млрд баксов за километр!

Тут можно было бы успокоиться и решить, что Гаева и ко напрасно упрекают в дороговизне строительства. Но появились у меня сомнения - а что, если это просто метростроевцы по всему миру так хорошо умеют подгонять свои сметы под некий среднемировой уровень цен? Это ведь для меня новость - сколько стоит строительство метро в разных странах - а профессионалы эти цифры должны хорошо знать

И действительно, легко нашлись примеры, когда метро стоит в несколько раз дешевле. Например, Сеул и Дели. В Сеуле, если я правильно посчитал, получается примерно 35 миллионов за 1 км планируемой ветки (притом целиком подземной). В Дели, по разным оценкам, получается от 15 до 45 миллионов долларов, но там большая часть метро наземная, что естественно дешевле (Кейс Дели примечателен кстати еще одним фактом - строительство метро там началось в 1998 г., первая ветка открылась в 2002 г., а сейчас там уже 132 станции и 156 километров - и лет через 5 они обгонят московское метро и по количеству станций, и по километражу). А есть еще и третий кейс - Казань. Там первый участок из 5 станций (примерно 6 км) обошелся всего в 13 млрд рублей, то есть примерно 70 млн. долларов за километр. Может позвать в Москву метростроевцев из Казани и Дели? (казанские кстати кажется просились в свое время - что-то я такое смутно помню в газетах - но их естественно не пустили)


  • 1
Ну, надо еще учитывать особенности грунтов. В москве, не считая питера, из крупных городов одни из самых неприятных грунтов для прокладки тоннелей. Одно дело - рвануть разок в какой-нибудь гранитной плите (вспомни норвежские тоннели), и совсем другой - копать, укреплять, копать, укреплять и т.д. Кроме того, в москве уже почти не осталось места для метро неглубокого залегания, по крайней мере в центре (не будем, правда, говорить, куда оно все ушло, к чему о грустном).

Я не уверен, что в Дели или в Казани грунты сильно лучше - ничего не знаю про тамошние грунты. А место под метро неглубокого залегания в любом крупном городе - большой дефицит. И у Москвы тут может быть даже преимущество (не перед Дели и Казанью конечно, но перед Европой-Кореей-Японией) - в Москве под землей почти нет автомобильных дорог и парковок

хорош уже. В Москве одна из самых сложных местностей. Болотистая местность, осадочные породы. Грунтовые воды на всех глубинах. Местность влажная - грунтовых вод изобилие. Есть пару мест на земле где ещё хуже. Но в основном Москва это рекорд.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account